|
Главная \ Конкур
КонкурКонкур (от фр. Concours Hippique – конные состязания) – наиболее зрелищный вид конного спорта. Родиной конкура считается Франция. В 50-х годах 19 столетия на выставке лошадей в Париже впервые были поведены соревнования по прыжкам через разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик». Со второй половины 19 в. конкур-иппики стали поводиться в Бельгии и Италии. В России конкур впервые состоялся в 1895 году, позднее — в Германии, Америке, Великобритании. Актуальность прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший к ним интерес любителей конного спорта быстро вывели конкур на уровень международных спортивных состязаний. В 1900 году соревнования по преодолению препятствий вошли в программу летних Олимпийских игр. Всадники СССР начали участвовать в Играх с 1952 года. Для успешного выступления в конкуре требуется длительная и упорная тренировка и спортсмена, и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчётом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила, мощный разбег и отталкивание, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полёте над препятствием и при приземлении. Лошади – великолепные прыгуны от природы. Большинство лошадей в дикой природе или на свободном выпасе с радостью прыгают. Эта их природная прыгучесть всегда использовалась кавалеристами и охотниками для преодоления препятствий. Спортсмены-конники развивают природный инстинкт лошади путём целенаправленного тренинга. Итальянский эксперт по конным видам спорта Фредерико Каприлли (1861 – 1907 гг.) разработал основы для современного конкура. В частности, он ввёл новую посадку – плотно прижавшись к лошади, наклонившись вперёд. Всадник и лошадь становятся единым целым и легче преодолевают препятствия. Это, в первую очередь, легче для лошади, которая не привыкла прыгать «с нагрузкой». А ведь в конкуре лошадь и всадник должны преодолеть от 8-ми до 16-ти препятствий (барьеров) как можно быстрее, не задев ни одного из них! При этом высота преград, в зависимости от класса соревнований, составляет от 100 до 160 см! Соревнования имеют различный уровень сложности. Поэтому всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до региональных, национальных, а затем и международных соревнований. Имеет значение талант и упорство спортсмена, а также отличные конкурные качества лошади. Особенно успешно выступают лошади тракененской, ганноверской, будёновской, чистокровной верховой и, конечно же, вестфальской породы. Специальных стандартов здесь не существует, хотя физические характеристики лошади очень важны и могут оказаться решающими. В частности, очень важно строение ног лошади: они должны иметь длинные, прочные кости и сухожилия; задняя часть должна быть округлой, сильной и мускулистой, с сухими, твёрдыми суставами – именно отсюда берёт начало прыгучесть. Не меньшее значение имеет правильная форма спины: лошадь с короткой или слишком длинной спиной не годится для прыжка, ей трудно брать препятствия.
Малый рост лошади также создаст проблемы в преодолении высоких препятствий: чем ниже рост, тем больше от конкурной лошади требуется силовой работы. В то же время и излишний рост (свыше 177 см) нежелателен: почти всегда он означает большой вес, а это катастрофически влияет на суставы лошади, разбивая их со временем. Конкурная лошадь высокого спортивного класса должна иметь высоту в холке 167 – 170 см, длину туловища 164 – 166 см, обхват груди 193 – 195 см и обхват пясти около 22 см. Хорошая конкурная лошадь должна идеально соответствовать этим требованиям. Знатоки понимают, что половина проблем при преодолении препятствий возникает из-за каких-либо физиологических недостатков лошади. Лошади вестфальской породы полностью соответствуют необходимым стандартам. Глубокий и широкий корпус оптимальной длины, мускулистая поясница и крепкие и задние ноги, сухие и прочные конечности – все эти особенности, а также невероятная выносливость и прекрасная обучаемость вестфальской лошади, обуславливают успех в соревнованиях по конкуру самого различного уровня – от регионального до международного. |